16+
0% played
СЛУШАТЬ
«КРАСНОЯРСК ГЛАВНЫЙ»
СМОТРЕТЬ
ЭФИР

Четверг,
16 мая

Особая тема Четверг, 27 июня 2019, 0 комментариев

«Особая тема»: кладбища домашних животных

По пути из Красноярска в Назарово есть жуткое место. Среди жителей района оно известно как «Лес печали» или Назаровское кладбище домашних животных. Эта лесополоса с десяток лет пугает местных вполне себе человеческими могилами. Подобные кладбища с питомцами есть и в Красноярске, их уже насчитывается не меньше 6. Город в кольце незаконных могил. Штрафы людей не пугают, а Ветнадзор отвечает коротко «ситуация под контролем». «Особая тема» Анастасии Цыгановой — кладбища домашних животных.

Объездная дорога Ачинск-Назарово. Летом вдоль этой лесополосы ездят не только местные, но и туристы, любители шарыповских озёр. Остановиться отдохнуть на обочине в этом месте — плохая идея. От одного взгляда на лес становится смертельно тоскливо.

Назаровское кладбище домашних животных найти не сложно. Огромные кресты прекрасно видно с дороги. А в особо сильную жару, говорят местные, дышать здесь становится невозможно, но и это можно было бы пережить, если бы не прямая антисанитария. Некоторые хозяева даже не заботятся о том, чтобы как следует похоронить питомцев, просто скидывают сюда коробки с телами.

Страшные находки скорее исключение. Видно, что за почти полусотней старых и свежих могил следят. В зверином некрополе всё взаправду: христианская атрибутика, будто любимый пёс был религиозен, надгробия, эпитафии, игрушки.

Ольга, жительница г. Назарово:
— Люди приезжают, ухаживают, чистят. Иногда проезжаем, сад мимо, видим, что бабушки там стоят, расчищают. Люди просто к друзьям своим приходят.

Федеральным законом хоронить животных в землю запрещено, без анализов не ясно, от чего он умер и заразен ли. Штраф — до 5 тысяч рублей. Но людям всё равно. Когда о стихийном погосте в очередной раз заговорили назаровские активисты, местные разделились: с одной стороны — грубое нарушение закона и вопрос экологии, могилы рядом с заводью ГРЭС, с другой — часть жителей чисто по-человечески не видят в ритуале ничего плохого, мол, традиция-то международная.

Надежда Гараева, волонтёр-куратор приюта «Верность»:
— Видите, «Чарли — люблю». То есть, человеку было тяжело расстаться, собака прожила 13 лет.

А это Красноярск. Зоозащитница из приюта «Верность» Надежда пересчитывает могилы на набережной проспекта Ульяновский, это не просто черта города, излюбленное место для прогулок горожан.
Надежда Гараева, волонтёр-куратор приюта «Верность»:
— Они на поверхности. и собаки чувствуя запах все равно могут вырывать.

Сейчас город в кольце почти 6-ти кладбищ домашних животных. Самые крупные — Ветлужанка, Черемушки, там, на горе «Кулак» самое известное захоронение питомцев. О том, что красноярцы сами себя окружили жуткими местами памяти, пишут и федералы.

Как зоозащитник Надежда понимает, всё серьезнее, чем кажется. Крупные приюты, с которыми она сотрудничала, сталкивались с проблемой утилизации не раз, бездомные кошки и собаки часто погибают, а денег с благотворительности немного. Иногда, говорит женщина, приходилось на словах договариваться с обычными котельными и сжигать останки, по сути, где придется.

Что касается красноярцев, считает Надежда, не все готовы отдать друга семьи на законную утилизацию каким-то третьим лицам, как того требует краевой Ветнадзор. В ведомстве настроены категорично. А труп любимого питомца, по букве закона, называют «биологическими отходами».

Владимир Винтуляк, заместитель руководителя службы по Ветнадзору Красноярского края:
— Вообще, захоранивать категорически запрещено, еще раз повторюсь, на сегодня есть ряд заболеваний, в том числе особо опасных, как для животных, так и для человека, например, то же бешенство. 0154

Дело и в деньгах, и в лени людей, большинство особо злостных нарушителей хоронят животных поближе к дому, чтобы далеко не ходить. Проблему несанкционированных кладбищ решила бы администрация города, уверены зоозащитники, если бы власти выделили и оградили места под захоронения. Ведь чья земля — того и ответственность, считают волонтёры. Но это будет шаг против закона, хоронить, не важно, в черте города, или нет, по-прежнему будет нельзя.

Пойти в обход правил и узаконить кладбища для питомцев в подходящих для этого местах, а также привести в порядок существующие, предлагает и депутат Горсовета Вячеслав Дюков, на комитетах он курирует вопрос ритуальной сферы Красноярска.
Вячеслав Дюков, депутат Горсовета:
— На месте городской властей я бы взял на себя ответственность в виде выделения муниципального участка земли, на бесплатной абсолютно основе

Ещё вариант из области фантастики — включить в проект красноярского крематория, который сейчас только на бумаге, услугу по кремации и хранению праха питомцев. Но тут вопрос этики, не все захотят по соседству с колумбарием для людей, хранить останки Барсиков.

Сейчас в Красноярске несколько ритуальных компаний для животных. Индивидуальная кремация с выдачей урны обойдется в 3,5 тысячи рублей. Особенно часто к ритуальщикам обращаются зимой. Когда выкопать незаконную могилу самим не получается.
Андрей Голыш, руководитель компании «Умер друг»:
— Имеет сезонность наши услуги, потому что летом некоторые любят сами копать, это, к сожалению, менталитет. Нужно в умах людей сломать эти старые устои, все равно сейчас люди привыкают к этой услуге.

Ещё 2 года назад в планах у бизнеса было организовать колумбарную стену, но власть так и не выделила под это землю. Не до животных.
В Ветнадзоре всё так же хладнокровны, забудьте об эмоциях, при смерти питомца обращайтесь только в вет.клиники. Они, как посредники, за плату передадут вашего друга в печь. Гарантией того, что питомца не выбросят на ближайшую свалку станет договор о сотрудничестве с утилизирующей компанией, можно попросить его посмотреть. Обо всех незаконных кладбищах Красноярска и округи в Ветнадзоре знают. Судьба же Назаровского погоста могла бы решиться уже в ближайшие месяцы. Если бы не одно но.

Проблема в прямом смысле в земле. Назаровское кладбище домашних животных относится к Ачинскому району. Так что именно все администрации должны теперь договориться между собой, как именно они будут решать проблему ликвидации захоронения, пока не понятно.

При утилизации подобных мест, говорят в краевом надзоре, придётся полностью снимать слой земли. И возможно выкорчёвывать деревья. Вместе с памятью людей. Но это в Назарове. В Красноярске о ликвидации кладбищ домашних животных речи пока не идет.

Наши проекты