16+
0% played
СЛУШАТЬ
«КРАСНОЯРСК ГЛАВНЫЙ»
СМОТРЕТЬ
ЭФИР

Пятница,
3 мая

Власть Среда, 3 мая 2023, 0 комментариев

Из-за масляных пятен на Енисее ввели режим угрозы ЧС

Из-за масляных пятен на Енисее в городе ввели режим угрозы чрезвычайной ситуации. Речь идет о правобережье, районе бывшей Нефтебазы. Масляная пленка в этом году вообще не исчезает. Не реагировать на это нельзя. Проверки начали разные службы. Анна Гейнце собрала в один материал историю появления этих пятен и узнала, как и кто в Красноярске будет избавлять от них город и реку.

Два мешка сорбента улетают в воду за половины минуты, белые крупинки сразу становятся коричневым, стягивают на себя масленую жижу. Ниже по течению за рыжими бонами все равно остается радужный след. 12 мешков крошки в день высыпают сюда рабочие, да только это всё крохи.

На днях здесь заменили 500 метров боновых заграждений. То, что это поможет, не верит никто. Как выходила нефть в реку, так и выходит, а в этом году стало даже хуже. Несколько дней назад в городе снова ввели режим угрозы ЧС.
И вот сегодня руководитель Департамента горхозяйства Юрий Савин на комиссии в Горсовете обмолвился, что в перспективе территорию Нефтебазы ждет комплексное развитие. Пока это слышать даже смешно, от бензинового запаха здесь сразу становится дурно, а как представишь, сколько за долгие годы нефепродуктов попало в реку и землю, становится еще и тошно. История спасения участка такая же длинная как масленый след по Енисею.

Вот в 2012 году мы убираем здесь мусор и вспоминаем, как в 2007 здесь уже сражались с нефтью на воде и берегу. Кто виноват в экологическом бедствии еще вроде как непонятно.
В 2012 году же в Городском совете принимают решение. Все-таки Нефтебаза отравляет реку и все вокруг. Хранилище нужно переносить. Но демонтаж резервуаров случается только спустя семь лет, в 2019 году. К тому времени примерно оценен объем нефтепродуктов, что вылился в почву, а кто должен очистить площадку — опять непонятно.

В 2021 году по иску природоохранной прокуратуры суд обязал компанию «Красноярскнефтепродукт» обследовать территорию и решить вопрос с загрязнением за свой счет. Сегодня нефть и ныне там. За несколько лет компания пыталась обжаловать решение, потом сделала изыскания и отправила проект на Госэеспертизу.

Анна Гейнце, корреспондент новостей «Прима»:
— Вот там, на территории Нефтебазы, 630 тысяч тон загрязнённого грунта. КАМАЗ может взять 16 тонн земли. Если вывозить, то это понадобиться сделать 40 тысяч рейсов.

Нефтебаза стояла на берегу с 30х годов XX века. За это время под землей оказалось как минимум 2600 тонн нефтепродуктов. А это, на минуточку, десятая часть того, что вылилось в Норильске. Но та экологическая катастрофа прогремела на весь мир. А красноярская не тянет даже на реальное ЧС на уровне города. Открыто и честно назвать это общей бедой могут только экологи.

Михаил Чернятин, эколог:
— Времени столько потерянного много, что его уже не и восполнить. Это надо делать! Без проекта. Просто выделить в экстренном порядке средства из резервного фонда и сейчас же делать всё.

Другие не согласны с выбором виноватого. И уж коль было предприятие много лет было достоянием государства, ему теперь и нефть расхлёбывать. Например, каждый год в Красноярском крае утверждается план предотвращения аварийных разливов нефти.

Сергей Михайлюта, технический директор Ассоциации экологических расследований:
— Где все те службы, которые должны развернуть весь спектр механизмов, чтоб этого недопустить. Может, это должны делать МЧС или кто-то еще, по-хорошему, это должно быть квалифицировано как объект накопленного вреда, он должен быть внесен в реестр и это вообще силами России должен решаться вопрос.

У КНП попросту может не хватить средств, опасаются общественники. Да и других предприятий там много. Впрочем, «Красноярскнефтепродукт» и не начинали еще по-настоящему вкладываться в решение проблемы. А насколько она глубока понятно каждый божий день.

Дмитрий Журавлев, руководитель производства продукции природоохранного назначения:
— В России, действительно, ещё никто не делал такого объема рекультивации на таких глубинах. Порядка 40-50 метров. Сложность в том, что нефтепродуктов очень много накопилось. Дошли до уровня грунтовых вод и вместе с грунтовыми водами вверх-вниз мигрируют. Выявлены несколько очагов залегания нефтепродуктов, что неверно. Все эти нефтепродукты распространились по территории речного порта и по территории, где находится «О’кей».

Для того, чтобы нефтепродукты не попадали в Енисей сейчас, специалисты предложили городским властям устроить вдоль берега глубокие дренажные каналы. Чтоб ловить там выходы ГСМ. Но станут ли это делать — вопрос. Пока прокуратура выиграла еще один иск против КНП, чтобы те в течении пяти лет привели в порядок землю и порта и у окея.
Однако одна мысль витает в воздухе, как запах бензина, что будет, если рекультивация будет проведена плохо, а на месте Нефтебазы построят дома?

Наши проекты