16+
0% played
СЛУШАТЬ
«КРАСНОЯРСК ГЛАВНЫЙ»

Воскресенье,
5 мая

Новости компаний Вторник, 24 августа 2021, 0 комментариев

Путь пластика: как должны утилизировать мусор?

Пластик — это дешёвый, простой в изготовлении и очень долговечный материал. Из пластика можно сделать и толстые листы, и тончайшие нити. Но это не ода изобретению, это рассказ о последствиях.
Каждый год в мире выбрасывают сто миллионов тонн пластика, три из них в России. Большая часть остаётся в природе: в земле, в океане, в телах животных, а через последних — в людях. Оставьте всё так, и спустя поколение на планете останется один пластик.

Но есть те, кому такая перспектива не нравится — люди и компании — и о них эта история. Давайте проследим тот путь пластика, которым он должен быть.

Знакомьтесь, Рафик Леонидович, возможно, первый борец за раздельный сбор отходов в Красноярске. Он девятый год продвигает идею в своём дворе на Киренского, сначала, признаёт, шло тяжело. Но после того, как левобережный региональный оператор поставил по запросу контейнеры у каждого подъезда, все резко изменилось, например, за прошлый год собрали в сорок раз больше пластика, чем в 2019.

Рафик Жалимов, сортирует отходы восемь лет:
— Культура людей повысилась. Потому что люди хотят жить комфортно. И селективный сбор мусора — один из элементов комфортного проживания, потому что улучшает общественную среду. Эти бутылки пластиковые не валяются где-то на асфальте или по закоулкам. Их вот, складируют.

За месяц только по этому адресу набирается около двадцати кубометров, в год, соответственно, примерно 240 — и всё это не пролежит ближайшие четыреста лет на полигоне, а превратится во что-то новое. Такие мощные сборы, говорит Рафик Леонидович — следствие помощи регионального оператора, они помогли бесплатно установить контейнеры и не берут деньги за то, что вывозят пластик.

Рафик Жалимов, сортирует отходы восемь лет:
— Вот эта вся детвора, когда она ходит и вот это видит перед глазами — у них в памяти остаётся. Они потом вырастут, и их культура бытия будет выше, чем у нас, в настоящее время, уже зрелых людей.

Но такой улично-гегелевский подход пока исключение. В этом дворе стоят семь контейнеров для пластика, всего же на левобережье региональный оператор установил около пятисот, ещё четыреста — партнёры. Итого почти тысяча. Несколько лет назад контейнеров практически не было, но чем их больше, тем больше людей, которым небезразлична эко-повестка. И больше тех, кто занят в этой сфере.

Без монтажа этот процесс занял минут около пяти. А вот Андрей, оператор пластиковоза, справляется с контейнером секунд за сорок. И в этом есть своя красота, это трудно отрицать. Там даже посреди буднего дня порой даже во двор невозможно заехать. Всё запарковано так, что приходится оставлять машину посреди проезда и бегать по всему двору.

Чревато это задержкой. Больше времени тратится — приходится сетки с пластиком перекатывать поближе к автомобилю. Соответственно, времени уходит больше. А вообще, хотелось бы обратиться к людям и сказать: думайте не только о себе, думайте о других, чтобы машины спокойно проезжали. Паркуйтесь правильно.

И параллельно Андрей наблюдает, как нарушается, увы, один из важнейших принципов — собственно сортировка. Это важно и для скорости, и для качества переработки сырья. Да и не сложно.
Тут нам впору познакомиться с Аделиной. Она родом из Кемеровской области, там она поняла, что ей интересна экология, но знания есть, а на практике сделать нечего. В Красноярске, говорит девушка, есть шанс и заниматься эко-проектами, и наблюдать за развитием системы переработки отходов, и утилизировать последние.

Аделина Водопьянова, эко-активист:
— Ну знаете, сокращение экоследа своего: если что-то производится, значит что-то должно куда-то уходить, цикл должен быть завершённый. А то, что создаются полигоны — это не совсем конец цикла, на самом деле. Нужно сокращать потребление. Сначала отказаться, потом сокращать, потом использовать повторно, и уже четвёртое — переработка. Много сдают люди, которые начинают, но сдают всё на свете. Например, пластик, он же разный бывает. Бывает 1-ка, 6-ка — одно принимают, другое не принимают. Люди не знают, а сортировщикам больше работы получается.

А мы, тем временем, полностью загрузили машину и увозим, региональный оператор собирает его в одном месте.

Вадим Мельник, представитель «Первой перерабатывающей компании»:
— Основная проблема — после того, как сырьё прибыло со сбора в городе, наличие нежелательных отходов, которые мешают его дальнейшей сортировке. Например, фракции органического происхождения как картофельная шелуха, она, конечно же, не является перерабатываемой и, более того, компостируемой. Соответственно, она должна идти на полигон.

Но сначала огромные мешки с отсортированными и отмытыми отходами отправляются в дробилку. Миша немного не учёл, что от одного из мощнейших подобных аппаратов в городе шума достаточно и пытается что-то объяснять. Если вкратце, то вот так, мешок за мешком, они отправляются внутрь и превращаются во флекс.

Наши проекты