16+
0% played
СЛУШАТЬ
«КРАСНОЯРСК ГЛАВНЫЙ»
СМОТРЕТЬ
ЭФИР

Четверг,
17 апреля

Общество Пятница, 11 апреля 2025, 0 комментариев

За уборку Троицкого кладбища снова взялись волонтеры

За уборку Троицкого кладбища снова взялись волонтеры
16+

play-rounded-fill play-rounded-outline play-sharp-fill play-sharp-outline
pause-sharp-outline pause-sharp-fill pause-rounded-outline pause-rounded-fill
00:00
ShareTwitter

А сейчас про другую акцию, которая становится всё популярней. Большой субботник на Троицком кладбище прошёл сегодня в Красноярске. Сотни волонтеров вышли на уборку заросших могил на старейшем некрополе города. Мы взяли шефство над одной из них. Софья Толстопятова пообщалась с участниками, а еще узнала — кто и почему недоволен такой уборкой?

«У него была отдельная плита, это точно» — найти одну могилу из тысяч не просто, даже если знаешь, где она находится. Это Троицкое кладбище — старейшее в Красноярске, местами забытое и заброшенное. Исправить это вот уже несколько лет пытаются волонтеры ежегодными субботниками.

Присоединяемся и мы. Ищем могилу архитектора Сергея Георгиевича Дриженко. Его фигура по утрам встречает сотрудников медиагруппы «Прима». Именно Дриженко в начале прошлого века спроектировал наше здание на Советской, 35 — ныне объект культурного наследия и уютный офис медиагруппы «Прима». А еще Дриженко был первым председателем местного Союза архитекторов.

Сергей Ямалетдинов, председатель Красноярского отделения Союза архитекторов России
— Его задачей было сплотить архитектурное сообщество, поставить правильные задачи перед ним. Уже потом, после войны, дальнейшее развитие Красноярска — это комплексное, ансамблевое развитие города.

Среди наследия архитектора, например, Дом просвещения на Кирова, Ольгинский приют на улице Ломоносова и это малая часть. Таких личностей из истории города не счесть на Троицком кладбище, но содержать их могилы порой попросту некому.

Елена Бахарева, заместитель руководителя Службы по охране объектов культурного наследия Красноярского края
— Ну, вообще, когда мы начинали, честно скажу — здесь были заросли, можно так сказать. За этот период мы уже видим, что, во-первых, инвентаризация ведется. Во-вторых, историческая часть территории она практически всегда убрана, поэтому вклад волонтеров нельзя нельзя недооценивать. Он действительно огромен.

Софья Толстопятова, корреспондент новостей «Прима»
— Конечно, в широком смысле кладбище ассоциируется с местом скорби, утраты, боли, но ведь когда речь идет о старинных некрополях, в том числе и о нашем Троицком кладбище, это целое культурно-историческое направление. Возможность прикоснуться к прошлому. Ну вот до банального — расчищаешь такую забытую надгробную плиту и думаешь: «А кто этот человек, в какой период он жил, чем занимался?». Кстати, по некоторой атрибутике можно понять род деятельности.

Самый узнаваемы символ — красная звезда. Значит, это был участник войны. Видим на могиле и якорь — он из морского флота. Еще на Троицком можно найти плиты с надписями на других языках, например, польском.

Никита Захаров, студент-историк
— Я регулярно, ежегодно участвую во всяких субботниках на разных некрополях. В общем-то мне интересно побывать на столько старых кладбищах. Ведь Троицкому кладбищу уже около 200 лет. Тут если походить, убраться, например, памятник, который мы сейчас откопали, можно найти много интересного.

— Тут целая семья под одним камнем. Мы разобрали! Цыганковы!

На тех, кто с расчищает могилы, с разочарованием и обидой смотрит один человек — хранительница некрополя, краевед Ольга Павловна Аржаных. Рыжеволосая женщина больше 30 лет живет в домике прямо на кладбище. И поддерживает состояние самых старинных могил. Ежегодные субботники считает, мягко говоря, недостаточными.

— Конечно, я обижена. Ты бы вот здесь поработала 30 лет, понимаешь? Ты думаешь, кто привел в порядок этот памятничек? Ольга Павловна. Они бы пришли помыли, подумали. Нет, никому не надо.

И все же надо: участников субботника стало в 10 раз больше за последние пять лет — акция начиналась с 30 человек, сегодня их уже 400.

Наши проекты