16+
0% played
СЛУШАТЬ
«КРАСНОЯРСК ГЛАВНЫЙ»
СМОТРЕТЬ
ЭФИР

Пятница,
22 ноября

Втопим! Вторник, 21 февраля 2023, 0 комментариев

«Втопим!»: общественный транспорт Калининграда

А сейчас проект «Втопим!» на «Приме». Сегодня третья серия из Калининграда. Город этот популярный для переезда у красноярцев, считается, что там и климат мягче, и проблем с экологией нет и к Европе ближе. Так ли это — разбирался Давид Абаджян.

Калининград — город на колёсах. По данным местных властей, машина есть почти у каждого второго. На 1000 человек приходится 475 автомобилей. Актуального общероссийского рейтинга по количеству четырёхколёсных на душу население сейчас нет. Имеется только топ за 2020 год, где показатели тогда ещё лидеров сильно уступают нынешнему калининградскому коэффициенту.

Этот авто-прорыв самой европейской области России объясняется таможенными льготами, которые действовали здесь с 2006 года. Можно было привезти машины из стран-соседей и не платить дополнительные пошлины. Для воздуха Калининграда транспортный поток из Европы и в плюс, и в минус. С одной стороны, много машин — это нехорошо. С другой — автомобили с Запада экологичны. На улицах Калининграда вряд ли встретишь дедушкины «Семёрки» или ржавые «Тойоты».

Светлана Шунейко, бывшая красноярка:
— Все мои знакомые на старых автомобилях не могут попасть в Европу. Ну и те, кто приезжает из-за границы, они приезжают на новых авто с наименьшим воздействием на окружающую среду.

Но вред от машин безусловно есть, говорят экологи. Как и от общественного транспорта. По Калининграду ездят в основном автобусы, микро и большие. Из электротранспорта три троллейбусных и два трамвайных маршрута. Только этого мало, повторяют слова одной песни экологи.

Евгений Волчев, эколог:
— Сохранившиеся трамваи и троллейбусы, на мой взгляд, представляют рудимент какой-то, артефакт. Но у нас очень много автобусов. Это дизельные двигатели. Соответственно, это прежде всего соединение азота и серы. Какие бы хорошие двигатели не были.

В мэрии отвечают, могло быть хуже. Да и было. Особенно, когда ездили на старых автобусах. Пришлось всех маршрутчиков учить современным манерам.

Игорь Шлыков, заместитель главы администрации Калининграда:
— Мы поставили требования по классу «Евро 4». Мы поставили по годам — это 5-8 лет — возраст общественного транспорта и ряд предприятий ушло с рынка. Это было для нас болезненно. Мы переживали такой стресс. Люди некоторые потеряли бизнес. Но они его потеряли его почему? Потому что они с маршрутной сети города Калининграда снимали только деньги. Те предприниматели, которые вкладывали, брали в лизинг, или просто выкупали автобусы новых марок, они остались на плаву, более того, расширились и тем самым общая загазованность от общественного транспорта у нас тоже снизилась.

История с электротранспортом в Калининграде почти как у всех российских городов. В советское время и в девяностые трамвайных маршрутов было много. С нулевых началось сокращение и замена на автобусы. В какой-то момент остался один трамвай. В конце прошлого года прибавился второй. Вот такая сансара на рельсах. Теперь по улицам Калининграда плавают аналоги красноярского «Львёнка». Но пока толп в них нет, горожане ещё присматриваются.

Власти хотят окутать город ещё двумя трамвайными сетями. А потом и увеличить скорость рельсового транспорта до 25 километров в час. Тогда люди, возможно, пересядут и из автобусов, и из машин — на это и рассчитывают в мэрии.

Для решения транспортных вопросов у Калининградцев есть адекватная альтернатива — такси. За четыре дня командировки мы ни разу не заплатили за поездку больше 200 рублей. Скажете, что Калининград меньше, чем Красноярск, отсюда и такие цены? Но вспомните, когда в последний раз за 16 минут поездки вы платили 160 рублей.

Татьяна Шубакова, коммерческий директор местной радиокомпании:
— Такси — да, потому что это недорого. Если мы едем всей семьёй, то на такси нам бывает порой дешевле, чем на общественном транспорте. А из общественного транспорта я как раз выбираю трамвай. Принципиально. Трамваи у нас чистые, светлые, большие. И автобусное сообщение стало невыносимым. Маршрутки носятся, как и во всех городах, не соблюдая ПДД. Меня, как водителя, это раздражает. Поэтому я ни сама не езжу, ни детям не рекомендую

Из альтернатив, которые по климатическим соображениям вряд ли подойдут Красноярску, велосипеды. И здесь на Калининград сказалась европейская культура — пересаживаться на двухколёсные. Журналист Иван Марков ездит на работу на велосипеде и зимой, и летом. Власти тоже решили развивать это направление. Черты велокультуры в городе видны прекрасно: большие парковки у домов, частный прокат и, конечно, дорожки.

Игорь Шлыков, заместитель главы администрации Калининграда:
— Если 2-3 года назад это были просто отрезки из ниоткуда вникуда, за что нас справедливо ругали. То вот благодаря такой вот поступательной политике у нас уже появляются связи такие велосипедные. И к себе мы в генплан записали как целевой показатель — сделать 300 километров велодорожек. На сегодняшний день — это 50.

К скандальным для Красноярска самокатам местные относятся спокойно. Их даже не вывозят с улиц зимой. В общем, транспорт Калининграда в целом похож на наш: нет метро, много машин и автобусов, несколько трамваев и троллейбусов. По реке Преголя, как по Енисею, курсируют редкие судна. Принципиальная транспортная разница между двумя городами — пробки. Их в Калининграде почти нет.

Наши проекты