16+
0% played
СЛУШАТЬ
«КРАСНОЯРСК ГЛАВНЫЙ»

Воскресенье,
24 ноября

Спецрепортажи Четверг, 2 февраля 2023, 0 комментариев

«Черканутые»: наркограффитисты

Красноярские дома, заборы и гаражи в цветных заплатках, а подростки всё чаще попадают в наркодиспансеры после употребления синтетики, говорят врачи. Это наркограффитисты открыто отправляют людей на сайты с ядом. Жилищники, владельцы салонов и магазинов уже устали оттирать их нарко-ссылки. Прямо сейчас наш специальный репортаж «Черканутые».

Утро, −20, Красраб. Дворник Борис стынущей краской скрывает свежие нарко-кляксы. Затирать трафареты с рекламой запрещённых веществ со ссылками, которые ведут явно не в светлое будущее, а в телеграм-каналы с синтетическими наркотиками приходится круглый год и несколько раз в месяц.

Пишут — значит спрос есть: сайты и онлайн-магазины меняются, блокируются, переезжают — такими первобытными ссылками торговцы-поводыри и наёмщики оперативно управляют и клиентом и потенциальными закладчиками. Официально такие ресурсы вроде как блокируются Роспотребнадзором, но запрет легко обойти.

Лет пять назад назад будто и дела никому не было до опасного вандализма. Корреспонденты Новостей «Прима» тогда брали на себя ответственность — публично закрасили опасные ссылки в районе улицы Баумана. Хотя, это тоже вандализм, пусть и во имя добра, штраф до двух тысяч рублей. В 2020 году граффитёры настолько оборзели, что начиркали свои нарко-адреса на стене у входа в отделение полиции на Копылова. А этим летом с баллончиком наперевес против них вышел уже красноярский хирург Николай Куликов. Не выдержал — закрасил чиркатню и выложил фотоотчет в сеть.

Сейчас, уверяют в районных администрациях, работа подналажена. Управляющие компании по мере накопления выдают своим сотрудникам список порченных адресов, всё официально и за средства жителей. Иногда приходится идти за дополнительным ведром краски — настолько изгажены подъезды нарко-граффикой.

Чаще всего в редакцию «Примы» присылают фото и видео с улиц Новосибирская, Железнодорожиков, с проспекта Свободный. И к цветным заплаткам на домах, кажется, все уже привыкли, хотя эстетики никакой. Жилищники стараются подбирать краску в цвет, но не всегда попадают в тон.

Владелица салона красоты Александра даже закрасить крыльцо не может. Испорченные плиты отмывали уже шесть раз. В десяти метрах от салона детский сад, место проходное, именно такие и выбирают траффаретчики.

Максим (имя изменено), экс-сотрудник реабилитационного центра:
— Синтетический наркотик сделанный в лаборатории часто менял свою структуру. За три месяца я полностью достиг своего дна, и понял, что моё тело умирает, я мог ехать за рулём, очень сильно заплакать, закричать, отклонения именно психического плана.

Максим — бывший наркозависимый. Работал в реабилитационных центрах. Ушёл от синтетики, и уже пять лет успешный сотрудник одной из компаний Красноярска. Мужчина вспоминает, первые нарко-надписи появились в городе где-то в 2013 — это был спайсовый бум. Тогда же начали вербовать молодёжь на роль графиттчиков и тэггеров — так их сейчас называют.

Максим (имя изменено), экс-сотрудник реабилитационного центра:
— Крутятся, конечно, огромные деньги, и это даже не миллионы. Люди, которые поглупее, они думают, что это легкая добыча денег. Потом приходит чувство безнаказанности. Лучше работать в KFC, чем ходить и заниматься наркотиками.

Главная проблема нарко-рекламы — слишком мягкое наказание, считают горожане, чаще всего — это административка за нарушение норм благоустройства.
В сети блогеры из интереса идут на эксперимент — устраиваются курами, то есть, курьерами или граффитчиками. Нанимают людей от 16 до 30 лет. По некоторым данным, за 100 надписей в столицах платят от 6 тысяч рублей, плюс, расход по краске. Ротация кадров большая — работаешь полгода, соскакиваешь. Если не ловят за капюшон.

На участке у лейтенанта полиции Данилы 30 многоквартирных домов. И все как на день города мелькают цветными заплатками. Единственное, что сейчас помогает быстро поймать ночных нарко-вандалов — камеры наблюдения, говорит участковый. Система «Безопасный город» снимает чуть ли не в кино-качестве. К сожалению, во дворах на участке Данилы камер нет.

Сначала наркоссылкам устраивают фотосессию. Фото с заявкой летят в дежурную группу полиции, там регистрируют адрес. Если автор граффити неизвестен — данные идут в администрацию района, и только потом на стол управляющей компании. Тут сердце успокаивается простым закрашиванием.

Но если нарушителя поймали — процесс тоже не быстрый: с него берут объяснение, отправляют в административную комиссию, но рапорт оказывается уже в отделе наркоконтроля. И там уверяют — сейчас есть способы притянуть трафаретчиков всё-таки к уголовной статье. Оперативники ищут свидетелей, очевидцев, изучают камеры, проводят задержание, подают заявки на блокировку сайтов. За прошлый год в Кировском районе удалось притащить в суд только двоих нарко-художников. Правда, они получили не срок, а штрафы — от 5 тысяч рублей.

И закладчиков и трафаретчиков заставляют сдавать мочу на наркотики. Положительный анализ — может сыграть роль в суде и связать задержанных с наркосферой. Нарколог Евгений Геннадьевич ещё 10 лет назад предостерегал красноярцев о новой тогда синтетике. За эти годы уровень потребления в городе не упал. От нарко-рекламы на стене до больницы большая цепочка, говорят врачи, и медики в самом её конце вынуждены расхлёбывать последствия нарко-оборота. Сейчас на учёте в красноярской наркологии 2 тысячи 60 жителей. Это только те, кто пролечился. И школьников среди пациентов стало больше.

На одного парня-подростка в наркологию приводят несколько девочек, почему-то они более безбашенно пробуют наркотические вещества, говорят врачи. И всё чаще в красноярских школах кто-то из учеников на три месяца уезжает якобы на море. На самом деле дети лечатся от зависимости.

Могла бы помочь и тотальная установка камер, говорят и чиновники, и полиция. Были бы деньги. По опыту красноярских предпринимателей — это работает. Как только Александра установила у своего салона красоты видеонаблюдение наркограффитисты исчезли.
Создание специальной службы по отлову вандалов — такой вариант красноярцы тоже обсуждают. Как и создание родительского патруля. Но всё это в истории города уже было.

Тем временем, в наркобизнесе сами же дельцы начали подставлять друг друга, говорят знающие люди. Создают фейковые магазины-пустышки с похожими аватарками, берут деньги, но товар не отдают. Но надеяться на то, что торговцы перегрызутся внутри своего же рынка не приходится. А кто-то вообще уверен, что все эти каналы и каракули на стенах временное явление. Но что тогда придёт им на смену и что они ещё догадаются рекламировать — представить страшно.

Наши проекты