16+
0% played
СЛУШАТЬ
«КРАСНОЯРСК ГЛАВНЫЙ»
СМОТРЕТЬ
ЭФИР

Четверг,
18 апреля

Спецрепортажи Четверг, 8 ноября 2018, 1 комментарий

Старинные дома в Красноярске всё чаще просто сносят

Старинные дома в Красноярске всё чаще просто сносят
16+

Красноярцев теперь водят на экскурсии в Зелёную рощу. Там, скорее всего, исчезнут офицерские казармы начала XX века. На их месте планируется стройка жилого комплекса. Также впору водить экскурсии и по Николаевке, которая уже частично пропала из-за строительства Волочаевской развязкой. От официальных исторических памятников, которые охраняются государством, такие места отличает только отсутствие нескольких справок, уверенны общественники. Но чиновники не торопятся их выдавать. А строители даже после сопротивления активистов не дрогнув сносят старинные здания. И сегодня в «Особой теме» Дарии Сенниковой — почему память иногда выгоднее стереть, чем восстановить.

Кирпичные двух- и трёхэтажки на Малиновского сегодня — место паломничества для историков, архитекторов и обычных красноярцев. Музей под открытым небом — так это называют. Казармы и земля, принадлежавшие красноярскому гарнизону еще царской армии, отчасти в собственности горожан, здесь живут десятки семей, ещё находится детско-юношеская спортшкола. Но львиная доля участков до недавнего времени принадлежала министерству обороны страны. Теперь её готовят к передаче в собственность краю. Неиспользуемые земли и остатки кирпичных казарм отдадут под новостройки, чтобы помочь обманутым дольщикам.

Общественники хотят сохранить каждый кирпич. Но ни одно строение в военном городке не признано объектом культурного наследия. Именно этот статус защищает подобные исторические места от уничтожения. Отчего-то до сегодняшнего дня никто об этом не позаботился. Теперь активисты всё исправляют, готовят справки. Тем более, сегодня это не просто фанаты истории, а члены всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Так же серьезно они нацелены и на сохранение части микрорайона Николаевка. \

Ольга Баркова, член совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры:
— В Николаевке есть 300 зданий, которые могут попасть под определение объектов культурного наследия. Здесь даже брусчатка была положена. Были архитектурные замыслы, которые нужно ещё изучить. И, может быть, в честь них учередить мемориальную зону. Спроектировать достопримечательное место. Чтобы люди знали, заря индустриализации края начиналась с этого посёлка.

Только с оформлением нужных бумаг общественники могут не успеть. Процедура признания здания объектом культурного наследия длится до 10 месяцев. А у мэрии уже большие планы по застройке микрорайона. На месте старинных зданий рано или поздно появятся высотки, парковки, дворы. В конце концов, и сам муниципалитет не может достойно содержать исторические объекты. 9 памятников культуры могут исчезнуть из центра города, если чиновники так и будут бездействовать, заключила пару недель назад прокуратура. Там выяснили, для ремонта нескольких домов никто и пальцем не пошевелил. Хотя три года назад специально для сохранения архитектурных памятников администрация сама создала общество «Исторический квартал». Сейчас в одном из «памятников» на Обороны живут и такие личности.

На Перенсона, 32 и 34 когда-то стояли похожие деревяшки. В феврале этого года их втихушку разломали, возможно, чтобы построить торговый центр. Они в частной собственности. В службе охраны памятников культурного наследия не нашли ничего стоящего в бараках со 160-летней историей. Хотя, уверяют, каждую заявку изучают кропотливо.

Татьяна Волоткевич, заместитель директора краевого Центра по сохранению культурного наследия края: — У нас специальный отдел есть. По изучению, исследованию, который изучает все архивные материалы, проводятся большие исследования, создаётся комиссия из профессионалов, которые рассматривают все материалы и принимают решение.

Сейчас под присмотром службы именно в Красноярске две с лишним сотни объектов культурного наследия. Не так давно там почти признали квартал на Ленина — Вейнбаума историческим наследием, и теперь его будут реконструировать к 400-летию Красноярска. Хотя ещё в октябре мэрией были объявлены торги на снос трёх зданий из списка. Снести ведь всегда дешевле, чем восстановить. Например, на реконструкцию театра Пушкина ушло больше миллиарда бюджетных рублей. А на восстановление архиерейского дома — около 200 миллионов рублей. Разбег сумм, похоже, сам определяет метод отбора, кого сохранять ,а кого нет.

Алексей Клешко, 1-й заместитель председателя Законодательного собрания края:
— В чём состоит это историческое наследие? Это главный вопрос, ключевой. Пока, к сожалению, наше законодательство федеральное настолько жёсткое в отношении памятников, что ни государству, ни тем более частникам, ни бизнесу даже не выгодно и обременительно находится в здании, которое признано памятником истории культуры.

Единственное, что вызывает интерес у бизнесменов по отношению к старинным зданиям — земля, на которой они стоят. Стоимость участка — ещё один повод, чтобы поскорее избавиться от развалин и застроить каждый сантиметр. Не спасает здания от даже статус памятников. Первое жд-училище в Сибири с весны стоит с меткой стройтехники. Собственник судился за снос объекта несколько месяцев. Точку в деле поставил третий Арбитражный суд — всё восстановить. И позиция строителей поменялась.

Валерий Шевелёв, главный инженер строительной компании «Сибиряк»:
— Сделаем как настоящий памятник, сделаем подсветку, и так далее. Я считаю, что чем больше у нас на территории будет вот такого рода памятников, в отличие от тех «памятников», которые сараи, гнилые, полугнилые, антисанитарные. Вот те то, конечно, надо было бы исключать из состава памятников и сносить.

А ведь есть примеры и как экономить на красоте в угоду истории. В Калининграде фасады хрущёвок переделывают под старину, стоит это в разы меньше, чем реставрация разрушенных старинных зданий. Но пока до разумного подхода дойдёт дело, город может лишиться очередных стоящих объектов. Совпадение или нет, но после активности общественников вокруг военного городка на Малиновского один из его бывших корпусов вдруг вспыхнул. В МЧС говорят, загорелся мусор.

Наши проекты