16+
0% played
СЛУШАТЬ
«КРАСНОЯРСК ГЛАВНЫЙ»
СМОТРЕТЬ
ЭФИР

Понедельник,
25 ноября

Спецрепортажи Воскресенье, 4 мая 2008, 0 комментариев

«Архитектура погибшей империи».

Красноярск в последнее время преображается на глазах. Появляются целые новые микрорайоны. Уже созданы компьютерные программы, позволяющие увидеть – как будет выглядеть наш город через 10-15 лет. Но мало кто представляет, что современный Красноярск мог стать совсем иным, не сменись политическая эпоха 50 лет тому назад.

Остатки этого недостроенного города красноярцы видят ежедневно, но мало кто его замечает. Его помпезные дома утонули в серости и однообразии «хрущевок». Архитектура сталинской эпохи – красивый привет из мрачных времен. Дома, построенные в 30 – 50 годах прошлого века, - напоминание о шике и блеске коммунистической империи, где сотни тысяч жили как в раю, а миллионы были рабами. Ольга Зинина свою двухкомнатную "сталинку" гостям показывает как музей. Такую оригинальную планировку нужно еще поискать. Комнаты площадью в 42 квадрата поражают – в одной из них - сразу 3 окна. Высота потолков - больше трех метров, но главная достопримечательность — балкон: его длина - около 20ти метров. Правда, в бытовом плане он практически бесполезен. Ольга Зинина, владелица "сталинки": «Ну мы используем балкон не больше, чем другие - белье сушим и если покурить.. А так — нет, там шумно...» У "сталинок" несмотря на большую жилплощадь и раздельные комнаты есть и недостатки. Делать в них ремонт очень трудно - стены кривые, из-за деревянных балок риск пожара больше чем в панельках, изношенность всех коммуникаций — стопроцентная. Главная отличительная черта практически всех "сталинок" - архитектурные излишества: лепнина, колонны, пилястры. Тут смешались все стили: от "римского имперского" до "европейского классицизма". Специалисты давно окрестили все это «сталинским ампиром». Ненужные и совершенно неуместные элементы убранства выглядят немного нелепо и в то же время помпезно. Александр Слабуха, заведующий кафедрой градостроительства СФУ, профессор: «Сталин так же, как и Гитлер, понял, что этот стиль выражает мощь». Главные иллюзии сталинской архитектуры – дороговизна и отсутствие типовых проектов. Но это не так. Во-первых, себестоимость строительства была очень низкой. Дома возводили, в основном, заключенные и пленные японцы и немцы, им зарплату не платили. А во-вторых, типовые проекты разрабатывались в Москве, при строительстве на местах, у архитекторов был не слишком большой простор для творчества. Александр Слабуха, заведующий кафедрой градостроительства СФУ, профессор: «Существовали каталоги, по которым автор мог на месте применять различные варианты и облицовку, и потом дом получался практически неповторимым». Некоторые дома очень похожи. Например, вот это здание бывшего кинотеатра "Спутник" напоминает гостиницу "Москва". Типичный стиль сталинской застройки – так называемый комплексный набор соц.быта. Прямо рядом с проходными заводов, без всяких санитарных зон строили жилые дома, школу, дворец культуры и больницу. Никуда ехать не нужно. Даже дворы были больше похожи на минипарк отдыха с фонтанами и скульптурами. Все тот же имперский размах. Например, вот этот слон во дворе на Мичурина в пятьдесят втором разбрызгивал из хобота воду. Правый берег Красноярска мог стать типичным городом сталинской эпохи и походить на своего закрытого собрата - атомный Железногорск. Те же продольные и поперечные сечения улиц и кварталы из двух-трех домов. Генерального плана застройки не существовало – каждый завод строил себе микрорайон автономно, в результате все должно было постепенно срастись «в единое целое». Стать Большому Красноярску похожим на своего малого собрата - закрытый Железногорск - не позволила смерть великого диктатора, Сталин умер в 53ем, а в 1955 Хрущев запретил сталинские излишки в архитектуре и приказал строить дешевые, но тесные и уродливые коробки пятиэтажек. И правый берег краевого центра, как и почти все города России, постепенно превратился в один сплошной набор хрущевок, среди которых изредка проступают дома недостроенного города погибшей империи.

Ярослав Питерский.

Наши проекты