16+
0% played
СЛУШАТЬ
«КРАСНОЯРСК ГЛАВНЫЙ»
СМОТРЕТЬ
ЭФИР

Понедельник,
25 ноября

Спецрепортажи Четверг, 2 августа 2007, 0 комментариев

Спецрепортаж.
Забытый транспорт.

Городской трамвай медленно, но верно умирает. Автолюбители твердят - рельсы посреди дороги только всем мешают, пассажиры жалуются на дискомфорт. А ведь по плану тридцатилетней давности - этот транспорт должен был стать основным в городе. В проекте были и эстакады, и подземные тоннели, и строительство трех больших колец.

Александр Иванович себя грустно называет последним из могикан. Он представитель исчезающей в Красноярске профессии – вагоновожатый. Водить трамваи в нашем городе местные мужчины почему-то считают занятием постыдным. Хотя управлять 20-тонным вагоном гораздо сложнее, чем автомобилем. Красноярский трамвай. Легендарный и незаслуженно забытый транспорт. А ведь его история – это, по сути дела, послевоенная история города. Официальная дата открытия – 29 апреля 1958. Но на самом деле трамвай в Красноярске появился гораздо раньше – в сороковые. Первый Красноярский маршрут пролегал от КрасТЭЦ до Предмостной, горожане его любовно называли “матаня”. Вагон ходил медленно и без остановок, так что на него можно было запрыгнуть на ходу, а за проезд не надо было платить. Пик развития пришелся на семидесятые годы. Тогда в трамваях ездил каждый пятый горожанин! Приходилось составлять поезда из двух и даже трех вагонов. В трамвайное депо шли работать молодые девчата – сейчас им по пятьдесят. Никто из них даже не догадывался тогда, что передавать рабочую эстафету будет не кому. Сейчас красноярский трамвай медленно угасает. В депо грустно шутят - в одно прекрасное утро на воротах повесят табличку – “все ушли на пенсию”. Зачах красноярский трамвай вовсе не из-за плохого финансирования или невнимания властей. Могучий Енисей встал на пути красноярского трамвая. Электротранспорт пускали по коммунальному мосту; и по октябрьскому, но переправы с нагрузкой не справились. Трамвай так и остался транспортом только правого берега. А планы у советской власти планы были гигантские. Судите сами: Первое большое кольцо планировалось пустить через Коммунальный мост, улицу Вейнбаума, с поворотом на Лебедевой и через Копыловский мост в Студгородок. А там по четвертому мосту через Енисей обратно на правый берег к заводу Медпрепаратов и с выходом на улицу Матросовa. Это теперь тут глохнут легковушки и тонут маршрутки, а должны были по рельсам вагоны мчаться. Туннель под Копылова строился исключительно для трамвайных путей - потому он такой глубокий и узкий. По Профсоюзов планировали проложить трамвайную ветку до Железнодорожного вокзала. Второе большое кольцо должно было проходить уже по Октябрьскому мосту – с переходом на улицу 9 мая дальше в Солнечный. А также по улице Алексеева к Шахтеров с выходом на все туже многострадальную Вейнбаума и через Kоммунальный мост на опять все ту же на Матросова. Оба кольца должны были пересекаться между собой. Поэтому трамвай мог стать основным транспортом столицы края. Кстати, сейчас в это трудно поверить, но на Красрабе трамвай должен был ходить под землей. Туннель собирались вырыть еще в семьдесят пятом. И возможно, на центральном проспекте правого берега вопрос о подземных переходах и пробках не стоял. Но, увы. Трамвай в Красноярске не прижился. Более того - вовсю демонтируются уже существующие ветки. Так участок путей от КрасТЭЦ до Шинного завода в прямом смысле закатали под асфальт. А ведь до соединения Черемушек с Красрабом оставались считанные сотни метров. Трамвай не так неуклюж, как кажется на первый взгляд. Если для веток строить эстакады и отдельные секции рядом с дорогами, то трамвай становится гораздо удобнее автобуса. Выше скорость движения, экологически безвреден, большая вместимость, но главное - значительно дешевле обходится городской казне в содержании. Хотя разовые затраты у трамвая выше – вагон стоит дороже автомобиля, но вот ежедневное обслуживание – копейки на фоне постоянно растущих цен на бензин. Кстати, построить километр отдельной трамвайной эстакады дешевле в шесть раз, да и быстрее, чем вырыть тот же километр туннеля для метро. Двух миллиардов рублей, которые планируют потратить на красноярскую подземку в следующем году, хватило бы, чтобы проложить суперсовременную линию от КрасТЭЦ до Ветлужанки. Новые трамваи выпускаются в Санкт - Петербурге. Они двигается практически бесшумно на резиновых катках со скоростью 80 километров в час. Но, скорее всего, чтобы прокатится в этой красивой мини-электричке двадцать первого век,а красноярцам придется ехать в другие города России.

Ярослав Питерский

Наши проекты