16+
0% played
СЛУШАТЬ
«КРАСНОЯРСК ГЛАВНЫЙ»
СМОТРЕТЬ
ЭФИР

Пятница,
22 ноября

Прима №1 Понедельник, 13 ноября 2023, 0 комментариев

«Прима № 1» — Новосибирск

Зачем нужно говорить о смерти и почему люди со всей страны едут делать это в Новосибирск? В новой серии проекта «Прима № 1» Стефания Мякишова расскажет про новосибирский крематорий — что в нём необычного, как изменилась жизнь местных после его появления, и что всё-таки дешевле — похоронить или кремировать? Ответы прямо сейчас.

Новосибирск — это ближайший город-миллионник и главный соперник Красноярска за неофициальное звание столицы Сибири. И нам есть чему поучиться у соседей.
Новосибирский крематорий занимает около шести гектаров земли — на этом участке помещается сам крематорий, колумбарий и парк памяти. Но с территорией красноярского кладбища «Бадалык» всё равно не сравниться, его площадь в 40 раз больше — 227 гектаров.

Сердце крематория — печь. Их здесь две. С 2003 года здесь прошло больше 48 тысяч кремаций, более 20 проходят каждый день. В год получается около семи тысяч. Кажется, что это много, пока не посмотришь на статистику. По данным Новосибирскстата только в первой половине этого года в области умерло более 20 тысяч человек. А ведь Новосибирский крематорий обслуживает и другие регионы, в том числе Красноярский край. У нас в городе есть компания, которая отправляет тела в Новосибирск. Так что нагрузка на частный крематорий немаленькая. Особенно это видно по стеллажам с прахом.

Вместе со стеллажами, где хранятся урны с прахом, по всей длине коридора раскинулись памятные ячейки. Для новых, кажется, скоро не будет места. В стеклянных коробах люди запечатывают важные для усопшего вещи — фотографии, подарки, грамоты и даже слепок руки. Как раз такой ещё при жизни сделал себе создатель сибирского крематория Сергей Якушин. Предприниматель боролся за разрешение на строительство несколько лет и в итоге добился своего.

Сергей Израилев, начальник газовой службы Новосибирского крематория:
— Люди все были против, думали, будет дым, какие-то выбросы, да, все ритуальные организации были против, это для них что-то новое, у них отнимают рынок, деньги, так что все были против, люди потихоньку поняли, что им никакого вреда, наоборот, только польза, посёлок с появлением крематория стал лучше, у них появилась дорога, автобусы, инфраструктура стала лучше.

Здание и помещения крематория в непривычных для траура цветах. Ярко-рыжий фасад в контрасте с чёрным, фиолетовые стены в комбинации с рябой плиткой на полу и потолке. Лепнина, помпезные колонны и большое количество деталей иногда давит на посетителей. Но ничего после смерти создателя не меняли, говорят сотрудники. Это дань уважения. Сохранились ценности, которые заложил основатель. Здесь работают ритуальные церемониймейстеры и бальзаматоры. Первые работают в привычных всем залах прощания, а вот гримёрки закрыты для посторонних.

Услугу гримёров, которая нужна для церемонии прощания, заказывают не все, из экономии. Средняя стоимость кремации очень приблизительная. Она зависит от модели гроба, который, к слову, отправят в печь, церемонии прощания, урны для праха, её времени хранения в крематории и от того, куда урна отправится после. Кто-то забирает её, чтобы подхоронить к родственникам, кто-то заказывает ячейку в колумбарии, а можно, с заделом на будущее, сделать семейный склеп. Но есть и другие варианты.

Проводить родственника в мир иной можно хоть на персональном катафалке и с фейверком. Но и цена такой церемонии тоже взлетит до небес. А вот что выходит дешевле — придать тело земле или кремировать — вопрос спорный. У каждой процедуры свои особенности, но специалисты подсказывают — большой разницы нет.

Подобный музейный комплекс единственный в стране. Основал его так же Сергей Якушин. Редкие экспонаты он привозил со всего мира. Счёт предметам идёт на миллион — от траурных бус XVII века до экспозиций, которые рассказывают о причинах самых массовых смертей в истории человечества. Музейный комплекс пока делиться на три ангара — в первом всё о траурной моде, история похоронных контор дореволюционной России и технология кремации. В третьем ангаре в ряд стоят ретро-катафалки разных эпох, копии известных мировых мумий, необычные гробы, и самая поучительная экспозиция «Как не умереть молодым», посвящённая эпидемиям и пандемиям. Зрелище не для слабонервных.
В нашей стране сейчас 27 действующих крематориев, из них только два в Сибири, оба в Новосибирске — частный и государственный. В Красноярске подобного сооружения ждут уже с десяток лет.

Наши проекты