16+
0% played
СЛУШАТЬ
«КРАСНОЯРСК ГЛАВНЫЙ»

Суббота,
20 апреля

Новости компаний Вторник, 26 марта 2019, 0 комментариев

История и перспективы РУСАЛа

«Я посвятил 30 лет жизни созданию компаний, которые стали ведущими игроками мировой экономики, и не позволю уничтожить то, что было создано мной с таким трудом» — так создатель РУСАЛа Олег Дерипаска объяснил свое неожиданное решение судиться с правительством США в американском же суде. В Красноярске эти слова вызвали разные комментарии: от поддержки противостояния американцам до неприятия и напоминаний, что КрАЗ и другие алюминиевые заводы работали в стране еще при СССР. Тем не менее, для любого экономиста очевидно — если бы в середине 90-х металлургические заводы не образовали единую компанию, не факт, что все они дожили бы до сегодняшнего дня.

Сейчас РУСАЛ — это вторая в мире компания по объемам производства алюминия. И лучшая по эффективности. В конце 90-х было трудно представить, что такое вообще возможно.
Вместе с Советским союзом на несвязные островки тогда распалась алюминиевая промышленность страны. Заводы выживают без сырья, в ходу пресловутый толлинг и посредники, которые забирают большую часть выручки. К оставшимся заработкам настойчиво лезет криминал.

Выживать в таких условиях заводовы смогут не долго, это понимают все, поэтому хозяин СААЗа Олег Дерипаска предлагает объединить несколько предприятий в новую компанию. Так 31 марта 2000-го был создан «Русский алюминий». За несколько лет Дерипаске удается обеспечить новую компанию сырьем за счет покупки месторождений от Африки до Автсралии, приобрести современное оборудование, создать программу подготовки сотрудников и наладить дисциплину. Его РУСАЛ стал вдвое мощнее, чем алюминиевая промышленность СССР.

Константин Ремчуков, политолог, главный редактор «Независимой газеты»:
— Весь объем производимого алюминия был в Советском Союзе — 2,2 миллиона тонн в предельные годы. А он создал мощности в два раз больше — 4,2 миллиона тонн. Эта компания имеет 40 предприятий по всему миру. Запасы бокситов на 100 лет вперед — это контракты. И стоимость активов — это не то что мы приватизацию совершили.

Еще с советских времен самое уязвимое место алюминиевой промышленности — это внутреннее потребление. У нас не строят самолеты, не переходят на стройконструкции из стекла и алюминия, мало используют современные упаковки.
В 1989-м году на каждого жителя СССР приходилось 17 килограммов алюминиевой продукции. В 95-ом — 2 килограмма. В 2018-ом — 9 килограммов. Для сравнения, в Германии и Южной Корее на человека приходится 26 килограммов в год.

Сейчас большая часть русского алюминия идёт на экспорт. По сбыту и ударили в прошлом году США. Они ввели санкции и запретили американским и европейским компания покупать наш металл. Тогда многие сотрудники заводов ждали сокращений и задержек зарплат, но в итоге их санкции не затронули. А вот самому Дерипаске пришлось пойти на уступки американцам и отказаться от управления компанией ради снятия санкций. Сейчас РУСАЛ, наконец, работает в нормальном режиме, но зависимость от иностранного рынка остаётся. Избавиться от нее можно увеличив внутреннее потребление металла. Прессовать колесные диски, делать современные строительные конструкции и отделочные материалы, тянуть электрокабели с низким сопротивлением, штамповать фюзеляжи самолетов. Если проследить историческую перспективу — эту задачу бизнесмен последовательно решает уже много лет. Это интервью 29-летнего Дерипаски 1997-го года.

Олег Дерипаска
— В 95 году мы стояли перед дилеммой: либо продолжать экспортировать алюминий, необработанный, первичный, или собрать в кулак все имеющиеся ресурсы, и начать программу по производству полуфабрикатов и изделий из алюминия.

В 90-е Дерипаске удалось внедрить в пищепром удобную алюминиевую упаковку — банки и фольгу, которые теперь привычны уже всем. А еще начать использовать алюминиевые сплавы в производстве автомобилей. Проект технологической долины, которая заработает в Красноярском крае и Хакасии, очередной заход на переработку.

Александр Усс, губернатор Красноярского края:
— У РУСАЛа есть хорошая и абсолютно реалистичная программа создания здесь технологической долины. Задача состоит в том, чтобы примерно сотню перерабатывающих производств, что называется «приземлить». Тогда мы будем трудно, но уходить от сырьевой зависимости. Выдавать продукцию, которая более выгодна с экономической, экологической и разных других точек зрения.

По расчету, создание технологической долины должно быть выгодно всем: жителям, потому что появятся новые хорошо оплачиваемые места для рабочих и инженеров, РУСАЛу, таким образом он станет меньше зависеть от иностранных покупателей, и стране, потому что вынудит перейти на новые технологии.

Наши проекты