16+
0% played
СЛУШАТЬ
«КРАСНОЯРСК ГЛАВНЫЙ»
СМОТРЕТЬ
ЭФИР

Четверг,
9 января

Новости Понедельник, 28 октября 2013, 9 комментариев

«Крайне Северный Кавказ»: норильчане опасаются приезжих гостей

«Крайне Северный Кавказ»: норильчане опасаются приезжих гостей
16+

Руководители силовых ведомств обеспокоены масштабами незаконной миграции в наш край. Об этом они заявили на совещании по обеспечению правопорядка, которое совсем недавно проводил губернатор Лев Кузнецов. Места, откуда к нам едут нелегалы, — это Средняя Азия и Закавказье, а точки наибольшего опасения — Шарыпово и Норильск. Именно туда, по данным силовиков, иностранцы массово едут на заработки. Совершенно очевидно, что эта активность — реакция властей на недавние межэтнические стычки в Бирюлево. Так совпало, что именно в Норильске этим летом работала наша съемочная группа, — и сделала те же выводы, что и силовики: переселение гостей с юга стало носить массовый характер. Но мы обнаружили и кое-что еще: приезжие из южных регионов России вызывают у коренных норильчан ничуть не меньшие опасения, чем иностранцы.

Площадь перед Норильским драмтеатром — это центральное место отдыха, как в Красноярске пятачок перед Оперным. Но больше похоже на улицу 26 Бакинских комиссаров, где целые кварталы обжили выходцы с юга. В июле 2011 года местные новости рассказывают, как в гаражном массиве происходит массовая драка со стрельбой. По словам очевидцев, несколько десятков человек напали на таксистов. Так делили рынок пассажирских перевозок: на нем давно работают азербайджанцы, а теперь хотят еще и выходцы из Дагестана — в этом уверены местные.

Очевидец: «Одного сразу уронили, по пять шесть человек добивали, били, стреляли, потом одного сюда перенесли, на нем прыгали человек 6, челюсть ему ломали, прикладом ручкой пистолета добивал».

По словам старожилов, новые норильчане едут в Заполярье по программе массового переселения трудовых ресурсов с Северного Кавказа в центральную Россию: на Кавказе люди сидят без работы, а на Севере, напротив, не хватает рук. Государство оплачивает переселенцам дорогу, жилье и даёт сотни тысяч рублей подъемных. На большие кавказские семьи иногда выходит больше миллиона бюджетных рублей. Настоящих специалистов среди приезжих единицы, большинству предлагается потрудиться в рудниках. Только при условии, что мы не станем показывать ее лица и изменим голос, сотрудница одного из подразделений Норникеля согласилась высказаться.

Жительница Норильска Алина: «Теперь по непонятной причине мы, жители Норильска, должны подстраиваться под этих людей, на производстве много конфликтов, я знаю был конфликт, когда группа мусульман избила мастера участка за то, что он их заставлял работать, в то время когда они совершали намаз».

Руководство дагестанской диаспоры в крае с мнением норильчан не согласно. Они уверяют: в конфликтных ситуациях всегда готовы вмешаться и повлиять на своих земляков. А опасения норильчан — не более, чем нагнетание на пустом месте.

Заместитель председателя дагестанской диаспоры в красноярском крае Магомед Хабиев: «В Норильск едут в основном не то что с Дагестана, они едут с Красноярского края — из Шарыпово, потому что в Шарыпове много безработных дагестанцев. А как они себя вызывающе себя ведут? Это больше «раздувательство», я никогда не верю таким вещам, они с коммунистических строек здесь живут из Дагестана. Если есть какая-то проблема, мы готовы выехать на место, встретиться и поговорить, мы всегда работаем над этим и люди нас понимают, и когда мы говорим — они прислушиваются — это самое главное.

Но местные активисты утверждают — некогда мирный многонациональный Норильск превратился в конфликтную зону. Еще в 2010 году эти же активисты не побоялись собрать несколько сотен подписей норильчан под открытым письмом властям и силовикам. Цитата из письма: «...руководству города пора задуматься об этом серьёзно, а главное — не замалчивать, а придавать огласке реальные факты, которые всё равно становятся достоянием гласности — „шила в мешке не утаишь“. Кому нужно, чтобы Норильск прославился кровавыми событиями? Это не нужно ни жителям города, ни его руководству. Думаем, что вовремя принять законные меры по предотвращению этих событий будет разумнее, чем дожидаться следующего конфликта и расхлёбывать затем его печальные и позорные последствия».

Коренной норильчанин Олег Крашевский — один из инициаторов письма и тех немногих, кто не опасается рассказывать о проблеме открыто.

Активист, житель Норильска Олег Крашевский: «К большому сожалению, к нам едут не поэты, не музыканты. Едет молодежь, которая не всегда адекватно воспринимает русские традиции, русскую культуру, и все, что с этим связано. Кроме того, они часто пытаются ломать под себя то место, где живут. Думаю, что каким-то образом это все разрешится, если это не разрешится нормально, то рано или поздно, к сожалению, все закончится бойней, просто натуральной бойней и в Норильске, и не только в Норильске».

От письма активистов местные власти отмахнулись. Ответили формально — ужесточили проверки приезжих в аэропорту. Какой в этом смысл, если безработные кавказцы и так приезжают легально, спрашивают местные. И все это происходит на фоне сокращения полицейских, говорят норильчане. Местный ОМОН, офицеры которого — чуть ли не единственная сила, способная противостоять беспределу, постоянно в командировках. Охраняет Северный Кавказ.

Наши проекты